ФЭНДОМ

Ка́ла, или, иными словами, ма́гия — проявление стихийных сил. Чаще всего встречаются у саганов и талирюгаров, но также подобными умениями владеют и некоторые реальные (телесно-материальные) обитатели Шимая, которые именуются калвирами или шаманами, а также магами, колдунами, волшебниками и т.п.

Стоит отметить, что часть видных учёных Куломланда не видит смысла в разжигании академических споров относительно столь подробной классификации магических явлений. Взамен ей они предлагают трёхчастную модель, основанную на новейших астрономических исследованиях и их результатах.

Разновидности Править

Установить точное количество разновидностей магии не представляется возможным, поскольку устройство мира достаточно сложно, чтобы описать любое воздействие на него, тем паче, если оно магическое.

Однако многие калы можно рассортировать в большие группы. Основным параметром сортировки является принадлежность магии к одной из первостихий. Согласно куломмской классификации таких первостихий насчитывается всего шесть. Каждая из шести категорий делится на подкатегории. Таким образом, насчитывается 18 различных стихий, соответствующих 18 калам.

Первостихии Править

Согласно теории происхождения мира, вначале была только Тьма, затем вспыхнул Свет. После этого образовались классические элементы: Земля, Вода, Воздух и Огонь. Из них впоследствии были созданы дополнительные к ним калы.  

Символика Править

Для каждой калы создана система уникальных условных знаков. Знаковая система значительно упрощает классификацию и описание проявлений той или иной калы. Однако не следует забывать, что эта система была изобретена далёкими от магии куломмами для удовлетворения своих потребностей в познании мира.  

В нижеприведённой таблице в первом ряду указаны символы первичных стихий, а под ними — производных. Элементы, положение которых оспаривается, отмечены (*); пояснения приведены после таблицы.  

Кала Тьмы
Тьма (Сида)
Кала Света
Свет (Иши)
Кала Земли
Земля (Дара)
Кала Воды
Вода (Паа)
Кала Воздуха
Воздух (Куха)
Кала Огня
Огонь (Гаса)
Кала Смерти
Смерть
Кала Энергии
Энергия
Кала Камня
Камень
Кала Льда
Лёд
Кала Ветра
Ветер
Кала Лавы
Лава
Кала Страха
Страх
Кала Природы
Природа
Кала Крови
Кровь
Кала Молнии
Молния*
Кала Песка
Песок
Кала Космоса
Космос*

Подобное расположение производных элементов обусловлено куломмскими представлениями о мире. Так, согласно их мировоззрению, Смерть, порождённая Тьмой, предшествовала Страху, который, в свою очередь, появился благодаря первой. Далее, Энергия была рождена Светом. Энергия чётко отделяется от Молнии, так как подразумевается искусственное электричество, получаемое различными механизмами, что и отражено в символе данной калы.

После того, как была создана Земля, а она была самым первым ощущаемым не только зрительно элементом, она продолжала множиться и накопляться. Большое давление создало плотные куски земли, названные Камнями. Когда же возникла Природная кала, которая прорастала сквозь землю, она разрушала эти камни, превращая их в Песок. Учитывается также и участие в эрозии почв и других факторов, как Воздух и Вода, но в теориях о возникновении производных элементов упоминаются только элементы из того же ряда.

Вода, которая охлаждалась, с течением времени превратилась в Лёд. Вода, которая стала основой Жизни, стала Кровью. Ветер — это тот же Воздух , но в постоянном движении. Классификация по Воздуху и Ветру является самой сложной, однако к Ветру относят существ, проявляющих исключительно ветрогонные способности, а к Воздуху — тех, кто способен, к примеру, насылать туманы или воздействовать на облака. Калу Молнии относят исключительно к Воздуху, хотя есть некоторые куломмские учёные, несогласные с подобной сортировкой, считая, что Молнии относятся скорее к Свету, чем к Воздуху. Подобные разногласия вызваны недавними доказательствами в пользу того, что Молния — это вид Энергии, а не небесный огонь.

Хотя ни один обитатель Шимая раньше никогда не покидал пределы планеты, куломмские учёные уверены, что вне атмосферы Шимая отсутствует воздух. Таким образом кала Космоса относится к ряду Воздуха только потому, что в космосе он отсутствует. Вместе с тем, стоит вопрос причисления Космоса к ряду Тьмы.

Лава причислена к элементу Огня только после того, как куломмы узнали о ней, побывав в Гнарьяфской долине. Ныне строятся теории о лавовом ядре планеты, а также о лавовой природе звезды Гунсоль и всех звёзд вообще. Особо рьяные сторонники огненной теории зарождения Вселенной отстаивают причисление калы Космоса к ряду Огня. Иные из них даже оспаривают появление Света раньше Огня, вообще отрицая калу Света как таковую.

Пользование Править

Наиболее явное проявление пользования магией замечается у всех саганов и у талирюгаров. Известно также применение магии у телесно-материальных жителей Шимая. Таких людей называют калвирами, что означает маг, колдун, чародей и тому подобное.

Многие саганы агрессивно настроены против недухов, как и талирюгары, которые были убиты Великим Уравнителем в ходе Титаномахии. Те же, кто изучает калы и становятся калвирами, увлекаются, как правило, только сида-калами, или калами из ряда Тьмы. Множество сида-калвиров обитают среди кладбищ Навьских земель, так как для того, чтобы постичь какую-либо калу, нужно обучаться ей в месте её наибольшего проявления. Этим частично и объясняется относительно высокая популярность именно тёмной магии, так как никто не полезет в глубины Карстелевых пещер или в кратеры Гнарьяфской долины. Другое объяснение состоит в том, что изучение и применение калы Смерти имеет большие перспективы для жизни. Отмечается, что врачеватели из оброк-кузгунов используют в своём ремесле калу Смерти для исцеления страдающих и больных. Но она применима и к уже умершим, ибо возвращает их к жизни, вернее, к её подобию. Этим последним, а также первым свойством данной калы пользуется большинство сида-калвиров, продлевающих свою жизнь и воскрешающих мертвецов себе в служение.

Меньшее распространение имеют другие аспекты магии. Например, аборигены острова Асли активно практикуют паа-калу, магию Воды, а многие жители Нокса с детства обучаются магии Тьмы и Света. Ранее жрецы Альгита самостоятельно проводили кремацию правителей во время торжественных церемоний сожжения, но теперь существуют крематории и нужда в гаса-кале отпала. Некоторые жители Манней-Сити в сущности тоже являются калвирами, так как способны преобразовывать окружающий их мир. Но их способности не являются задокументированными, поскольку куломмы не знают о существовании Манней-Сити в квази-реальном мире.